"По какой-то причине это всегда был сольный проект. Насколько я научился соображать за годы жизни, если это твоя группа, то, даже если ты самый классный чувак в мире, люди будут уходить от тебя. Да, по молодости со мной было очень нелегко, я был, с одной стороны, диктатором, а с другой, пьяницей, что не самая лучшая комбинация качеств. Но даже после того, как я совсем завязал с алкоголем, всё осталось по-прежнему. Много талантливых музыкантов, или наоборот - совсем не талантливых и ненадежных - приходили в команду и чувствовали, что им не уделяется достаточно внимания. Но как можно удержать в группе человека, который считает, что это не его дело? Они уходили, чтобы играть в проектах, доставлявших им больше удовлетворения, чем Annihilator…" Джефф Уотерс
Annihilator принято считать представителями второй волны thrash metal, хотя появление в Ванкувере (Западная Канада) банды с таким именем относится к 1984-му году. Тем не менее, учитывая выход в свет первого полноформатного альбома и в целом обстановку вокруг heavy metal в Канаде, так и быть, согласимся с утверждением. Да хрен с ним, не так уж оно и важно! Но с тех пор минуло ровно два десятка лет, на счету Annihilator добрый десяток альбомов, общий тираж которых намного превышает миллион экземпляров, а деятельность команды Уотерса не прекращалась даже в самые порожние для трэша времена, когда долбаные неопанки оккупировали радиоэфир и прилавки музыкальных магазинов, узурпировали концертные площадки и страницы ведущих рок-изданий. Annihilator не облажались, Уотерс не изменил своей музыке и не ушел из нее совсем, как это сделали сотни знаменитых трэш-составов и тысячи банд второго и третьего эшелонов. Они дождались лучших времен и не просто отсиделись в кустах, а продолжали колбасить свой яростный музон, пока "альтернативщики" не обосрались и их не унесло в сторону потоком собственного дерьма. Для этого был нужен не только талант, но и стойкость.
История Annihilator относится к началу 80-х, когда "революция" волосатых трэшеров только набирала обороты, но будущий результат ее был очевиден - появление целой обоймы групп второго эшелона, парней, которых увлекал "настоящий" металл без понтов, лака для волос и грима, без сексуальных поз… грубый и злой. Они искали свой путь, свой рифф - громкий до боли в ушах, подобный попытке пройти через запертую дверь. Совсем молодой фанат гитары Джефф Уотерс жил в Оттаве и поигрывал с корешами тяжелый рок в группе Trojan Hammer. Корешами были певец Джон Перинбем, басист Кевин Джанг и ударник Майк Лэйн. Команда "умудрилась" провести целых два гига, но вскоре развалилась, а Уотерс с Перинбемом основали The Jeff Waters Project, который музыкально был уже почти Annihilator, только сырой, грубый и неотесаный. Тут история делает виток, потому как Джефф перебирается в Ванкувер, где и собирает первый "аннигилирующий" состав - дуэт с бас-гитаристом Дэвидом Скоттом, в котором Уотерс пел сам. Первое демо группы - прямолинейный хэви-спид "Psycho Metal Kids" - начинает циркулировать в металлическом андеграунде Западной Канады, приводя молодняк в восторженное бешенство агрессивными риффами, на выдумки которых лидер Annihilator уже тогда был мастером. Тем не менее, настоящая популярность у металлической тусовки связана с двумя последующими демо-лентами, которые создавались Джеффом совсем с другими музыкантами, сменявшими друг дружку быстрее, чем пальцы Уотерса двигались по грифу. Однако лишь в 1989-м, когда трэшевый бум в Штатах и Европе не то что был в разгаре, считалось, что он шел к концу, команде Джеффа удалось выпустить дебютный альбом "Alice In Hell".
Пусть вас не обманет то, что на обложке пластинки вместе с Джеффом красуются вокалист Рэнди Рэмпадж (экс-D.O.A), барабанщик Рэй Хартманн (экс-Assault), второй гитарист Энтони Гринэм и басист Уэйн Дарли: на самом деле материал альбома записан Уотерсом на пару с Рэмпаджем (и даже без него было бы не так плохо). Рэнди, будучи отнюдь неплохим голосом, бухал по тяжелой, любил подраться и попасть в какую-нибудь неприятную историю, потому-то к следующему альбому им в Annihilator уже не пахло (нельзя сказать, чтобы Джефф сам был ярым трезвенником, но не до такой степени).
Так в команде появился прекрасный голос Кобурна Фарра (экс-Panther), а Гринэма заменил Дэйв Скотт Дэвис. Впрочем, те, кто мало знаком с историей Annihilator, далее убедятся, что эти смены не только не были последними, но станут традицией, продолжающейся и по сей день (и, возможно, даже час). Оба диска пошли, что называется, влет (только дебютник - тиражом около 250 тысяч), в карманах Уотерса зазвенели некие суммы денег, позволявшие больше внимания уделить продюсированию, а значит, и качеству новых музыкальных творений (этому способствовало и интенсивное концертирование). А идей было неисчислимое множество. Вероятно, именно гастрольная деятельность на уровне разогрева у ведущих металлеров мира (например, крутейшее турне в поддержку Judas Priest в 90-м), а равно и по-хэдлайнерски, была причиной того, что следующий диск "Set The World On Fire" вышел лишь в 93-м. К тому времени не только раз пять сменился состав банды, но и музыка Annihilator стала неожиданно "другой". Нет, то, что звучит на первых двух дисках и считается торговым знаком команды Уотерса, естественно, присутствует - четкие риффы, разухабистые соло, отличные мелодии, угарный и оригинальный трэш-металл от Annihilator… Но в то же время саунд стал более современным и даже авангардным для стандартов thrash, поскольку инкорпорировал электронные ритмы и обработку звука, сближая "Set The World On Fire" с лучшими продуктами industrial и thrash industrial музыки. По уже сложившейся традиции на пластине - голос нового вокалиста Аарона Рэндалла.
Обвинения в коммерциализации звука, естественным образом посыпавшиеся на Уотерса, воздействия на последнего визуально не поимели (хотя кто знает, что творилось у него в душе?!), зато он сменил барабанщика, зазвав в Annihilator Майка Манджини - одного из лучших мастеров кожи и палочек в истории speed/thrash движения. К 1994 году группа потеряла контракт с Roadrunner, где вышли все диски Annihilator. И хотя гастроли не прекращались буквально ни на минуту, шикарный (и, по-моему, вообще один из сильнейших дисков команды) "King Of The Kill" (вышел на Music For Nations) был записан практически как сольник Джеффа, где из "посторонних" музыкантов - только "стукач" Рэнди Блэк. Впрочем, если брать на этом альбоме только один голос, можно понять, что Уотерс - не самый слабый из всех вокалистов собственной группы, а если только музыку - врубиться, что он мультиинструменталист и по сути one-man band. Не беда, к 96-му студийный состав Annihilator увеличился до трио, пришел (надолго ли, ха-ха!) басист Кэм Диксон, а вышедший в том же году "Refresh The Demon" был чуток рутинным и не таким "хитовым" (если только в трэше вообще правомерно говорить о каких-то хитах), как предыдущие релизы. Но жизнь продолжалась… В том же 1996-м Джефф взял нечто вроде тайм-аута, расцененного многими, как кризис лидера Annihilator: он стал участником пары посторонних проектов - Pokerface с альбомом "Life's A Gamble" и The Distance. Обе группы были значительно мягче "Аннигилятора"… Тем не менее, в том же 96-м по мозгам всем скептикам шарахнул дикий альбомец "Refresh The Demon", наряду с уже знакомыми всем жесткостями и мягкостями ранних дисков, привлекавшим на свою сторону наработки "Set The World On Fire". А вот следующий опус - "Remains" - можно действительно считать сольником Джеффа, так как все партии инструментов и вокал исполнил он сам (минимальная работа второго гитариста Дж.Бэйтса не в счет). "Я не слишком много практиковался с вокалом, просто почти все вокальные мелодии я писал сам, а потом по многу раз пел их своим вокалистам, чтобы они ухватили суть… Моя тогдашняя подружка и давний друг Джон Бейтс уговорили попробовать". И, кстати, нужно сказать, что на найм продюсера и звукореза Annihilator уже давно не тратились: этим с блеском занимался сам лидер группы. Ну и поскольку Уотерс был полным хозяином положения, то на "Remains" он вдоволь поэкспериментировал со звуком: "Мне было бы скучно всё время заниматься одним и тем же. Фэны Annihilator уже привыкли к тому, что все мои альбомы - разные".
В 1999 году произошел некий реюнион Annihilator, если забыть, сколько музыкантов прошли через эту банду с 1984-го. "После выхода "Remains" я прошел через целую череду тяжелых, но, видимо, необходимых жизненных перемен, повлиявших на мою семейную и личную жизнь (в том числе связанных с алкоголем и здоровьем - прим. автора), - говорит Джефф. - К счастью, мне удалось выкарабкаться. У меня было много идей к следующему альбому, и я решил позвонить Рэю Хартманну и узнать, не захочет ли он стучать на "Criteria". Он с радостью согласился. Следующий звонок был Рэнди Рэмпаджу, с которым мы не общались более десяти лет, и он тоже проявил интерес! Дэйв Дэвис вновь стал вторым гитаристом, и лишь Уэйн Дарли не смог присоединиться к нам. С лирикой помог Джон Бэйтс, с которым мы сочиняли материал "Alice In Hell", так что впервые за многие годы даже концепция была прежней". "Criteria For Black Widow" (вновь Roadrunner) действительно показал, что Annihilator не исчерпан как группа и способен на коллективное создание настоящего трэша высшей пробы.
Отойдя на минутку от музыкальной темы, можно лишь посочувствовать Джеффу Уотерсу, который в годы, предшествовавшие выходу этого альбома, прошел несколько курсов лечения и реабилитации от целого ряда заболеваний, из которых алкоголизм был не самым опасным. На память о терапевтических упражнениях осталась коротко стриженая голова лидера Annihilator…
Воссоединение группы было скоротечным, уже в 2000-м году в штате Annihilator на должности вокалиста значился …экс-гитарист Overkill (а до того - Liege Lord) Джо Комю. Рэмпадж так и не смог избавиться от алкогольной зависимости, что плачевнее всего сказывалось на гастрольной деятельности Annihilator: "После этого турне ни один из нас не желал иметь дел с Рэнди…" Интересно то, что именно Джо удалось продержаться на этом ответственном посту значительно дольше всех остальных работников голосового цеха ("Может быть, причина в том, что я делаю всё правильно и круто?" - Джо Комю). Его приход несколько ужесточил музыку группы, благодаря более экстремальной горловой подаче в духе Machine Head и Pantera, но, думаю, большую часть "вины" за экстримизацию звука мы все-таки возложим на самого Уотерса.
К 2001-му, когда Annihilator рванули в грандиозное хэдлайнерское турне с разогревом в виде Nevermore и Soilwork (что само по себе круто), за барабанами вновь восседал Рэнди Блэк. Предшествовавший же туру диск "Carnival Diablos" (SPV/Steamhammer) строгали вместе с Джеффом и Джо барабанщик Рэй Хартманн, басист Рассел Бергквист и гитарист Курран Мерфи (экс-Aggression Core, Nevermore).
2002 г. не только подарил металлерам очередной диск Annihilator "Waking The Fury", но показал миру Джеффа Уотерса в тур-составе легендарных Savatage на замене Эла Питрелли. "Я был более чем счастлив помочь этим талантливым ребятам, - заявил Джефф. - Тем более у меня личный долг перед Крисом Каффери: именно он впервые затащил меня на игру НХЛ!" "Мы с Джеффом давние друзья, - со своей стороны объявил Каффери. - Кроме того, это один из сильнейших гитаристов в хэви-металл". Группы гастролировали параллельно, так что это никому не повредило. Правда, в августе 2002-го во время концерта в Испании от страшной жары Уотерс потерял сознание прямо на сцене, но его вовремя откачали. "Waking The Fury" огорошил многих поклонников традиционного Annihilator, поскольку гитара Уотерса стала здесь какой-то ню-металлической и чуть ли не "блэковой" по звуку. Хотя в качестве эксперимента эту фишку воспринимать можно, не думаю, что новшество имеет смысл в качестве долговременного приобретения. Тем временем результатом нескольких гастрольных туров самих Annihilator и оформлением отношений с германским лейблом AFM Records стал выпуск двойного зальника "Double Live Annihilation" (начало 2003). Но в, казалось бы, стабильном как никогда составе группы вновь созрели противоборствующие течения (впрочем, никогда не ужасные и не опасные для основной творческой единицы команды): барабанщик Рэнди Блэк стал проявлять недюжинную работоспособность, на мой взгляд, спровоцированную элементарной жадностью. Не уходя из Annihilator, он вошел на правах полноценного "игрока" в немецкий power-состав Primal Fear, да еще поигрывая сессионно у других дойчей - Rebellion. Несмотря на уверения Блэка, что он везде успеет, Джефф принимает ответственное и жесткое решение уволить ударника, поскольку он не в состоянии справиться с жестким студийным графиком, а на его трон сажает старого кореша Майка Манджини (который на данный момент богат опытом работы в добром десятке рок- и металл-групп, в том числе Extreme и группе Стива Вая). "Многие барабанщики подтвердят, что Майк - один из лучших. Я уверен, он в состоянии справиться с новыми стандартами музыки Annihilator".
Но самым неожиданным моментом была замена вокалиста: Джо Комю, чья незыблемость у микрофонной стойки казалась такой очевидной и тысячу раз подкреплялась заявами самого Уотерса ("Джо - самый крутой и самый приемлемый для звука Annihilator певец! Он может петь как угодно, имитируя всех предыдущих вокалистов, включая меня, но у него есть и собственный голос. И он пишет стихи".), оказался за бортом группы накануне записи нового студийника. На его место принят совсем молодой парнишка - Дэйв Падден из Ванкувера. Его преимущества в качестве вокалиста Джефф выразил коротко и ясно: "Парень отлично знаком с нашим репертуаром, а главное - он умеет петь одновременно очень чисто и очень грязно, в зависимости от необходимости". "Annihilator всегда был и остается Джеффом Уотерсом, - тем временем замечает Комю. - Это было целиком и полностью его решение - прекратить наше сотрудничество". Интересно в связи с этим вспомнить что сказал Джо в интервью Heavy Metal Universe пару лет назад: "Считаю ли я себя идеальным вокалистом для этой группы? Конечно! А если нет… я просто замочу конкурента!" Однако теперь он вынужден признать, что Уотерс в своей команде такой же хозяин и деспот, как сладкая парочка Бобби "Блиц" ДиДи Верни - в Overkill. Что касается самого альбома, выход которого первоначально был намечен на апрель-май этого года, Уотерс не без претенциозности, впрочем, вполне понятной, высказался так: "Хотя последние 5 студийных релизов Annihilator отличает высокое качество материала, я пообещал себе и нашему новому лейблу, что сотворю нечто за рамками того, чем занимался последние 10 лет. И я намерен это сделать". Итак, 24 мая "All For You" (AFM Records) появился в музыкальных точках в Европе, штатовский и канадский релизы - чуток позже, однако, еще в апреле Annihilator "отфорвардили" своих фанатов EP "The One". Несмотря на оптимизм Уотерса относительно новой музыки и в целом положения команды, еще в начале года из Annihilator вынужден был уйти басист Расс Бергквист, в его случае - по причинам личного характера. Поэтому на данный момент состав группы Уотерса выглядит следующим образом: Уотерс и Мерфи - гитары, Падден - вокал, Манджини - ударные и Сэндор Де Бретан (ученик Бергквиста) - бас.
По поводу нового детища Annihilator Джефф говорит следующее: "Я накатал 18 демо-вещей с драм-машиной. Отсеял самые слабые, в результате чего у меня осталось 11 треков. Затем над ними поработали Дэйв и Майк. Вообще-то их оставалось 12, но одна была явно слабее остальных - она могла бы войти на любой наш диск, только не на этот". "All For You", сделанный по существу троицей Уотерс-Манджини-Падден, несет на себе все черты Annihilator и одновременно он не похож ни на один из предыдущих дисков группы (а найдите-ка у них хотя бы два похожих альбома!). То есть, что касается узнаваемости звучания, знаменитых гитарных "разгонок" и соляков Джеффа, даже вокальных гармоний - всё в полном порядке. Но есть масса вроде и небольших, но заметных нюансов, как то - примеси индустриальной музыки (ритмика и электронные эффекты, шумы), местами даже элементы того, что называют nu metal. Но не бойтесь, этого совсем немного, ровно столько, чтобы придать саунду Annihilator "современность". Конечно, по большому счету "All For You" - уже не thrash, но Уотерс практически никогда и не исполнял трэшняк в чистом виде. Однако, это без балды heavy metal, жесткий, тяжелый и разнообразный, с хорошими мелодиями и отличными вокальными партиями, грамотно разложенными на лидер и бэк (которым заведует Джефф, лидирующий лишь в "Holding On"). И, кстати, тот, кто уже слышал новый Annihilator, подтвердит - Дэйв Падден действительно стоящий вокалист с оригинальной манерой пения и сильным голосом. И... осталось сказать, что если будет голосование, я отдам свой "войс" в пользу "All For You".
Независимо от уклонов, которые принимает музыка Annihilator в последние годы, она остается интересной и качественной, а Джефф Уотерс, вне всякого сомнения, одной из самых заметных личностей в истории thrash metal: гитаристом с собственной уникальной техникой, фигурой, оказавшей влияние на многие современные тяжелые группы по обеим берегам Атлантики своей способностью всегда мыслить творчески и своей несгибаемой верностью жанру. За годы существования Annihilator не только выстрелили фугасным зарядом отличных хэви-металлических альбомов, они объездили весь мир, участвуя и в одиночных концертах, и в таких представительных тяжелых сборищах, как Dynamo Open Air и Waldrock в Голландии, Donnington в Британии, Rock Harz, Wacken Open Air в Германии, Summer Day In Hell в Италии и Metal Dayz в Швейцарии… Annihilator создали вероятно самый чистый и в то же время самый брутальный звук, который ковали в горниле металла еще Metallica и Megadeth много лет назад, и Annihilator остались ему верны. Есть те, кто сгорел кометой, оставив о себе память в виде одного-двух, пусть даже суперных, альбомов, и есть те, кто сумел выжить и не предать, не согнуться и не погрешить, пока другие уходили или сдавались в угоду коммерческому успеху. Annihilator - это традиция и живая идеология heavy metal и thrash, его авторитет и совесть, его мощь, его драйв, его злоба и боль. Если вам вдруг станет невмоготу от серости этой жизни, если энергия и желание покинут вас, воткните в вертак любой диск Annihilator и set the world on fire!!!
"Где-то с 93-го я работаю так: сажусь за гитару и драм-машину и придумываю, скажем, 20 гитарных риффов за час. К концу часа делаю себе кофе, выбираю из этих двадцати весь мусор, выкидываю его, после чего у меня остается всего 4-5 риффов (здесь Уотерс смеется). Затем пишу всё это на пленку. Так продолжается с неделю-две, к концу этого срока у меня скапливается порядка 60-ти вполне приличных риффов. Какое-то время я слушаю их, после чего выбрасываю еще 20-30. Оставшиеся - базис для куплетов, припевов, интро и соло. Это как складывать паззл… Я знаю, что многие музыканты просто садятся и пишут песню, но мне больше по нраву именно такая головоломка". Джефф Уотерс
Комментарии (0)