Возможно, в этой статье многое упущено и возможны некоторые незначительные несоответствия, однако прошу отнестись с пониманием, так как всё здесь написанное складывается из немногословных рассказов самих Шмелей (не любящих вдаваться в подробности биографии и не терпящих вопросов типа: — «чё вы можете сказать о своём творчестве?»), собственных наблюдений и общения с людьми в то, или иное время окружающих их. (Дмитрий Тёмнослав)
После различных проектов Шмеля и Лёса сама собой родилась группа «ШМЕЛИ» (где-то в 1998 г.). Сами Александр Шмелёв (Шмель) и Лёля Заседателева (Лёс) не выбирали себе этого названия, просто, несмотря на все предыдущие проекты, эту безумную парочку, независимо от собираемых ими составов и нововведений в своём, так называемом творчестве, все называли их одним словом «шмели». Не смотря на то, что их предыдущие (ранние) проекты были ни сколько не скучнее, а местами и более забавными и безрассудными в плане поведения и непредсказуемости оголтелой семейки, чем нынешние ШМ, уделяющие внимание всё более творчеству, чем прежнему экстремальному эпатажу и самоудовлетворению друг от друга, речь пойдёт только о ШМ как о группе и не более, иначе — жесть! Естественно, в хорошем понимании этого слова.
В 1998 г. «ШМЕЛИ» записали с новоприобретённым клавишником Ростиславом Щербатко (РОСС) несколько альбомов в городе Ровно (Украина), набрали состав из хороших людей: Андрей Билаш (барабаны) и Сергей Коробков (бас) и принялись давать концерты как «ШМЕЛИ», в то же время всё продолжая писать альбомы (похоже, их болезнь). В связи с тем, что клавишник Росс был реальным исполнителем поп-музыки и пианистом со стопроцентным слухом, он категорически повлиял на правильность исполнения (особенно на, так называемое пение Шмеля) в лучшую сторону для музыки в целом. Хотя он иногда перегибал палку со своими припопсованными аранжировками, чем ШМ возможно у него заразились и в новых альбомах нет-нет и вставят что-то подобное.
В общем, пошли концерты… Шмели с успехом проигрывали финалы молодёжных украинских фестивалей, предварительно пройдя все этапы, уделяя большее внимания душевному проведению праздника, чем какому-то странному спорту за первенство быть оправданными непонятным им жюри (хотя там были довольно достойные персонажи).
В то же время на киевской студии «МУН» выпускались и распространялись их первые альбомы. Что сейчас конечно покажется странным, но ШМ даже взяли на несколько радио и ТВ Украины… Что может быть лучше для бедных музыкантов, однако не для ШМ, через буквально год их везде негласно запретили… Всё дело в том, что на каком-то концерте, на огромной сцене, в честь какого-то (на самом деле всем известного) очередного депутата в президенты, вместо запланированных песен, они исполнили песенку «Секс, наркотики, самогон», в то время, когда на огромном экране сей депутат с жадным лицом показательно раздавал детям сладкие сюрпризы.
Естественно, концерты всё равно продолжались… Шмель и Лёс в Ровно вместе со своими друзьями-байкерами создали мелкий байк-клуб — «Уродцы Квакстона» или «Пьяные Свиньи» и устраивали свои независимые тусовки полные экстрима, спиртного, женщин, мяса и всего, что так необходимо нормальному молодому человеку. У Шмелей был мотоцикл МТ-10, в одно время их группа «ШМЕЛИ» на фестивали заявлялась под названием «МТ-10» дабы не получить преждевременный отказ. Хотя и с этим названием неизбежное отключение света и вырывание дверей в домах культуры было обеспечено (чем, в принципе, заканчивались почти все концерты, не говоря уже о прилюбодействиях на сцене). Естественно, что бы ШМ не играли, их яро называли панк-роком, хотя вряд ли их музыка являлась им в классическом его проявлении.
Шмели несколько раз с концертами ездили в Москву — на родину родителя Шмеля и в последний раз там остались… Ходили глупые слухи, что они связались с фашистами, исполнив песню «Бритоголовые Москвички», которая любому разумному человека понятна как прямой стёб над всеми радикально-политическими стилями (правда, судя по реакциям прессы типа «Известия» и «News Week» и т. д. весьма не удачный вышел стёб). Песня была исполнена на представленный текст и распространена «Корпорацией Тяжёлого Рока» во времена полного безумия страны и новоявленных в Москву Шмелей-лохов из провинции…
Дальше началось всё заново… На сольные концерты ШМ приходило по билетам от 1 до 2-х человек. Но весёлую и неунывающую парочку это нисколько не расстраивало. Они продолжали играть и писать свои альбомы, за одно, не смотря на высшие образования, Шмель зарабатывал на жизнь посудомойщиком и коренщиком в столовой МЭИ и после грузчиком в магазине «Диваны тут» (дослужился до бригадира), а Лёс торговала «музыкальным искусством» на «Горбухе», а потом у взятого в группу ШМ, ныне покойного гитариста Совы, всякими кассетами и дисками.
Поиграв с прекрасными музыкантами типа Владимира Алимина, покойного Николая Быкова, в 2002 году они собрали состав, с которого можно сказать и начались ШМ в том виде, которых мы их знаем сейчас. Этот состав выглядел так: Лёс — вокал, Шмель — вокал (бас), Сова (Туртыгин Олег) — гитара, Иван Тимошенко (человек, внёсший в ШМ очень много удовлетворения в профессионализме своей игры), Андрей Мартыненков — барабаны (также выходец из Ровно, который играя в 90-х годах в модной треш-группе с немодным названием, клялся, что в такой бездарной группе, как ШМ, он никогда играть не стал бы). В этом составе ШМ долгое время выступали и немножко гастролировали. Гитаристы принимали участие не только в записях, но и в аранжировках песен… Потом в группу явился снова клавишник Росс. Время, проведённое Шмелём и Лёсом в творчестве с ним они считают самым ярким и необычным… однако вскоре девушка, приручившая его планомерно его удалила из группы, хотя может и его лично достали вечные выбрыки неутешных Шмелей и где-то в 2005-6 он снова уехал на покой к морю (как и однажды в 1999). Начиная с 2001 года ШМ выпускают на СД разные лейблы типа «МОРОЗ», «МИСТЕРИЯ» и т. п. Снова выходит в год по несколько альбомов. Естественно, ни на радио, ни на ТВ ШМ практически не берут, уверен, без комментариев (не считая, конечно, некоторых приятных для их уже скопившихся поклонников одиночных исключений). За это всё время было много концертов от полностью адских до бескрайне позитивных, писать об этом просто долго…
Состав за время терпел некоторые изменения — одно время на месте барабанщика играл Монстр, уходил и снова приходил Иван Тимошенко, Сова… Потом пришёл гитарист Базилио — Игорь Ермаков, с которым были успешно записаны несколько альбомов, отличающихся по гитарной игре его ярой принадлежностью к хеви-металу 90-х. Самое интересное, что все участники состава умудрились поиграть друг с другом вместе на разных концертах. Как говорили сами Шмели, что — «к нам приходят сами и уходят сами, а уходя всегда имеют возможность поиграть с нами снова и снова, оставаясь навсегда шмелями!». В одно время в группу пришла клавишница Катя, очень хорошо себя проявив на первых же концертах, но вскоре скрылась по личным делам и не вернулась. Вскоре появляется ещё один гитарист Голландец, который добавляет ещё больше тяжести в группу. Вернувшийся барабанщик Мартыненков меняет себя на время на молодого парня-культуриста, который дико шпарит по двум бочкам и ШМ, с прежними песнями, превращаются в убойный мозгодробильный тяжеляк. Последнее происходит уже год-два назад.
Помимо всего этого, начиная с 2001 года времени Шмель и Лёс создают одноальбомовые проекты: «Клочья», «Антивирус», «Драматургия» и др. (важнейшую роль, в которых играл замечательный музыкант и аранжировщик Александр Громцев он же Alan Waters) и последний «УЛА». Они же снимаются в авторских фильмах и занимаются всяким побочным творчеством.
Начиная с 2005 г. все альбомы Александр и Лёля пишут и аранжируют практически сами с периодическим привлечением действительного гитариста Базилио и уже не участвующих в составе Сову и Ивана (последний в то время уже бороздил и по сей день бороздит гитарные просторы мировой поп музыки высокого шоу-бизнеса). Записи происходит и сводится на студии «ТЭНИП» и «АW». Это никак не связано с некогда неприсущей амбициозностью Шмелей, просто их требования к музыкантам порой превышают бытовую зависимость участников их группы.
В 2008 году Шмель и Лёс гастролируют с электронными выступлениями с DJ Питоном иногда с добавлениями гитариста Базилио и барабанщика Мартыненкова. В группе появляется волынщик, флейтист, гуслист Дима Ксирон, который кроме электроники выступает со Шмелями и на полной акустике.
Об акустике Шмеля и Лёс нужно сказать отдельно. Они отличались всегда тем, что всегда могли в вдвоем давать полный концерт с одной гитарой. Это практиковалось и практикуется по сей день, так как для многих эти концерты намного душевнее и ближе. Есть определённая часть слушателей группы, которая пренебрегая полные концерты ШМ посещают исключительно их акустику.
В общем, в 2008 году, дав несколько концертов непонятным полуэлектронным составом, ШМ поняли, что творится полный хаос, и удовольствия от выступления не такие, какими обязаны быть, и следует поставить всё на свои места.
В 2009 году за январь и февраль (все новогодние праздники) Шмель и Лёс вдвоём записали новый альбом «Московская Ярмарка Удовольствий» — МЯУ и приступили к обновлению живого состава группы. Помимо самих Шмелей, группа стала выглядеть следующим образом: Дмитрий Рессер — гитара, Александр Голов — барабаны, Ксирон (волынка, флейта, гусли, клавиши), Сергей Спицын — бас. Параллельно с этим ШМ постепенно расширили состав проекта U.L.A. В конце концов концертный состав стал выглядеть следующим образом: Александр и Лёля, Алексей (Гризли) Грызлов — синтезатор, бас; Кирилл (Глазег) Ушаков — барабаны; Ксирон — волынка; Юра Хорин — гитара. В течение года ШМ давали концерты двумя составами, а также вдвоём с акустикой по различным городам. К концу года, в связи с частичной занятостью нового состава «ШМЕЛИ» на блюзовых мероприятиях, проект U.L.A. заменил его на концертах и записях. С декабря 2009 г. проект «УЛА» превратился в новую программу группы «ШМЕЛИ» и, соответственно, состав U.L.A. стал новым составом ШМ. ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!!!
P.S. За всё время существования ШМ в Москве они создали большое кол-во клипов и роликов и хоть уровень и качество в большинстве случаев оставляет желать лучшего, для многих поклонников и единомышленников группы это весьма забавные и своеобразные работы, отвергающие все каноны форматов в печь. В журнале «Дарк Сити» как-то писали о видеокассете ШМ, что, мол, зачем делать такие клипы, которые не возьмут на ТВ, после чего справедливо (как сказали сами ШМ) откритиковав все их клипы, однако Шмель и Лёс после этого выдали клип, снятый на фотоаппарат (Полынь) и вообще не соответствующий пониманию продвинутых клипмейкеров.
За всё время официально вышло: одна видеокассета (GM rec.), ДВД — «Дыханье Забытого Мира» (Moroz rec)», концертный ДВД, сборник «В Живых играют Мертвецы» и сборник LIVE,CLIPS,INTERVIEW. Три последних FFBarsuk studio (названная в честь кота Шмелей Барсука).
P.P.S. До группы «ШМЕЛИ» Александр и Лёля создавали такие проекты как: «Кунсткамера А» (школа и военное училище Шмеля), «Белый Слон» (первый адекватный проект Шмеля уже с Лёлей), Rubbish Chute Roat, МТ-10, возможно были ещё. На протяжении всех проектов Лёля успела поиграть и на барабанах, и на басу, Шмель тогда играл на гитаре. Через эти проекты в разное время прошли такие музыканты: Шева — шоумен, Кац Марк — гитара или бас, Сергей Кутейников — гитара, Коля Макосов — бас, Билл — бас, Майк — гитара, Антон Рештаненко — бас, Проха (ныне покойный) — барабаны, Фигура — скрипка, Желудок — сопилка (укр. флейта), Мирчик — бас, Крест — барабаны (он не умел играть, но был колоритный, взяли для фоток) и другие…
Комментарии (0)